Марача
Вячеслав Геннадьевич.
Консультант в области стратегического управления,
регионального развития и развития инновационной
деятельности. Стаж работы в консалтинговых фирмах и
экспертных организациях – более 15 лет. Руководитель проектов Некоммерческого научного фонда «Институт развития им. Г.П. Щедровицкого».
Доцент Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, кандидат философских наук..
Окончил Московский физико-технический институт (факультет общей и прикладной физики, 1988) и Академию юриспруденции – Высшую школу права «Адилет» (г. Алматы, заочно, 2000).
Член редколлегии методологического альманаха «Кентавр». Участник большого количества научных конференций, симпозиумов. Автор более 100 научных публикаций, многие из которых доступны в Интернете.
Основные компетенции:
опыт руководства проектами, консультационно-координирующей и менеджерской работы с управленческими командами, с большими коллективами, с малыми группами, с экспертами, в т.ч. в области стратегического управления, совершенствования гос. и муниципального управления, развития инновационной деятельности (в частности, формирования инновационных кластеров);
опыт экспертно-консультационной работы с полипрофессиональными коллективами с исп. технологий интенсивного погружения, опыт проведения имитационных игр и интенсивных сессий, семинаров, круглых столов, интервью, фокус-групп, консультаций «по ситуации» и т.п.;
опыт проведения исследований и аналитической работы;
преподавательский и редакторский опыт.
Основные проекты за последние
годы:
2004 – ведущий консультант проектов: Программа реструктуризации предприятий, выводимых из состава оборонно-промышленного комплекса (заказчики: Минпромэнерго России, ГУ «Государственный фонд конверсии»); Программа развития промышленного комплекса г. Елец на 2004-2006 гг. (заказчик: Администрация г. Елец Липецкой области); Системный проект интеграции предприятий, специализирующихся в области ракето- и двигателестроения (заказчики: Роскосмос, ФГУП Государственный научно-производственный ракетно-космический центр «ЦСКБ-Прогресс»);
2005 – руководитель проекта: Стратегия социально-экономического развития Липецкой области до 2020 года (заказчик: Администрация Липецкой области, проект выполнялся в консорциуме с ЗАО «МЦРР»); ведущий консультант проектов: Программа ускоренного развития и повышения инвестиционной привлекательности промышленных предприятий Смоленской области на 2005-2012 гг. (заказчик: Администрация Смоленской области); Экспертный анализ системы целей и действий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации для подготовки раздела “Региональные аспекты целей деятельности Правительства РФ” Сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности Правительства РФ (заказчики: Министерство регионального развития РФ, Программа развития ООН – UNDP);
2006 – руководитель проекта: перераспределение функций и полномочий органов местного самоуправления в Люберецком районе Московской области (заказчик: Администрация Люберецкого района Московской области); ведущий консультант проектов: Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года (заказчик: Администрация Краснодарского края); Программа социально-экономического развития Курской области на 2006-2010 гг. (заказчик: Администрация Курской области);
2007 – руководитель проектов: Стратегия развития строительного комплекса Краснодарского края до 2020 года, Программа международного и межрегионального сотрудничества Краснодарского края (заказчик: Администрация Краснодарского края); Стратегия социально-экономического развития наукограда Бийск до 2025 года (заказчик: Администрация г. Бийск Алтайского края); ведущий консультант проекта: Стратегия социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года (отвечал за разработку стратегического направления №3 «Повышение уровня инновационности экономики края на основе формирования региональных центров инновационного развития и территориальных кластеров», заказчик: Администрация Алтайского края);
2008 – рук. проектов по разработке Базовых программ развития промышленности и инфраструктуры в рамках Стратегии соц.-экон. развития Владимирской области до 2027 года (зак.: Адм. Владимирской области); вед. консультант проектов: Стратегический план соц.-экон. развития Саратовской области до 2025 года (отв. за разр. стратег. направления № 2 «Достижение качественно нового уровня конкурентоспособности экономики области на базе инноваций и развития новых бизнесов», заказчик: Правительство Саратовской области). 2009 – рук. проекта Концепция соц.-экон. развития г. Котельниково Волгоградской области до 2020 года с учетом строительства горно-обогатительного комбината на базе Гремячинского месторождения (зак.: ОАО «Еврохим»); вед. консультант проектов: Программа «Повышение качества исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг, в том числе в электронном виде, на базе создаваемого в Красноярском крае многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг» (зак. – Агентство по управлению гос. имуществом Красноярского края). 2010 – науч. рук. проектов: разр. Стратегии соц.-экон. развития г. Каменск-Шахтинский до 2020 года (зак. – Адм. г. Каменск-Шахтинский); разр. комплекс. инвест. плана модернизации моногорода Камешково Владимирской области (зак. – Адм. г. Камешково); вед. консультант проектов: серия семинаров по разр. стратегий инновац. развития г. Королев, Ступинского района Московской области, Воронежской области (зак.: адм. соотв. муницип. образований и субъектов РФ); комплекс. инвест. планы модернизации моногородов Алейск, Заринск и Новоалтайск Алтайского края (рук. проекта по г. Заринск; зак.: администрации соотв. городов и Совет муницип. образований Алтайского края); разр. Программы соц.-экон. Развития Тульской области (заказчик – Адм. Тульской области); конс. сопровождение проекта: Комплексный инвестиционный план модернизации моногорода Каменск-Уральский Свердловской области (зак.: Адм. г. Каменск-Уральский); эксперт проекта «Экспертиза системы менеджмента ФЦПП «Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе» (зак.: ООО «МВС», Министерство регионального развития РФ).
Марача В.Г.
Олимпийское золото и «спортивное
право» // Спорт: экономика,
право, управление. 2006. №3. С.
2–5. Первая публикация: сайт
«Методология в России» (2002):
http://v2.circleplus.ru/reflexum/archive/22/main.html.
Марача В.Г. Корпоративная культура в процессах консультирования инноваций // Социальные трансформации в России: процессы и субъекты / Сб. трудов Института системного анализа Российской академии наук. Под ред. Б.В.Сазонова. М.: Едиториал УРСС, 2002. С. 89–109. –
http://www.odn2.ru/bibliot/maracha_korporativnaya_kultura.html
Марача В.Г., Матюхин А.А. Президентская власть в политико-правовом пространстве Российской государственности // Политика и политология: актуальный ракурс / Под общ. ред. И.А. Батаниной, М.Ю. Мизулина. – Москва-Тула: Изд-во ТулГУ, 2005. С. 90–126. –
http://www.fondgp.ru/lib/mmk/43.
Марача В.Г. «Революции» эпохи глобализации // Агентство политических новостей – Нижний Новгород. 25 апреля 2005 г. –
http://apn-nn.ru/pub_s/265.html
Марача В.Г. Институты, рефлексия и доверие в контексте вопроса о факторах общественного развития // Рефлексивные процессы и управление. 2006. №2. Том 6. С. 31–41. –
http://www.reflexion.ru/Library/J2006_2.pdf
Марача В.Г. Региональное стратегирование как метод повышения эффективности государственного управления региональным развитием в Российской Федерации // Инновации в общественной сфере / Сб. трудов Института системного анализа Российской академии наук. Т. 34. Под ред. Б.В. Сазонова. М.: УРСС, 2008. С. 179–214 –
http://www.fondgp.ru/lib/mmk/66
Марача В.Г. Региональное стратегическое планирование: основные подходы и условия реализации // Международный журнал «Проблемы теории и практики управления». 2008. №11. С. 35–42 –
http://www.fondgp.ru/lib/mmk/65
Марача В.Г. Методологические практики в области регионального развития: история, современное состояние и перспективы. Доклад на семинаре Фонда «Институт развития им. Г.П. Щедровицкого» 23 декабря 2008 года. –
http://www.fondgp.ru/lib/seminars/2008-2009/pre/24
Марача В.Г. Комплексная профессионально-общественная экспертиза: проблемы методологии // Тезисы докладов участников IX Дридзевских чтений. М.: Институт социологии РАН, 2009. –
http://www.isras.ru/abstract_bank_dr/1257196905.pdf
Лихачев А.С., Марача В.Г. КИПы и СУРР – новые механизмы стратегического развития территорий // IX Общероссийский Форум специалистов стратегического планирования «Стратегии модернизации и модернизация стратегий». Санкт-Петербург, 18–19 октября 2010 г. / Под ред. Б.С. Жихаревича. СПб.: Леонтьевский центр, 2010 –
http://www.forumstrategov.ru/upload/documents/likhachev_maratcha.pdf
Алексеев О.Б., Марача В.Г.,
Кузнецов В.В. Стратегии разграничения предметов ведения, полномочий и функций между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления // Государство. Разграничение полномочий. Доклад 2001 / Полномочия, функции и предметы ведения в стратегической перспективе развития государственности. Доклад Центра стратегических исследований Приволжского федерального округа. Под ред. О.Б.Алексеева, О.И.Генисаретского, П.Г.Щедровицкого. Нижний Новгород-Москва: ООО «Издательский дом «Третий Рим», ЦСИ ПФО, 2002. С. 12–76.
http://www.archipelag.ru/agenda/povestka/dokladi/delimitation;
http://stra.teg.ru/files/Doklad_CSI_PFO.zip