Идея настоящей серии семинаров
по проблемам Соловков родилась несколько лет назад во время
частной поездки на острова группы консультантов из Национальной
гильдии профессиональных консультантов (НГПК) во главе с
проф. В.С.Дудченко. В разработке концепции этой работы принял
самое деятельное участие историк и житель Соловков С.В.Морозов.
Первоначально инициативной группе работа виделась в виде
ежегодной научной конференции, проводимой непременно на
Соловках, с привлечением широкого круга специалистов и вовлечением
в ее работу всех активных сил соловецкого сообщества. Для
получения материальных ресурсов организации этой работы
в 1999 году в фонд Сороса была подана заявка на финансирование
конференции Монастыри, музеи и миряне - диалог в пространстве
и времени. Предварительно были получены письма поддержки
указанной работы со стороны соловецкого Монастыря, Музея
и местной администрации. Копия содержательной части заявки,
направленной в фонд Сороса, прилагается. Заявку отклонили,
хотя идеи, высказанные в ней, угадываются до сих пор в некоторых
мероприятиях, проводимых фондом и его преемниками.
Потребовалось еще два года
прежде чем идея нашла поддержку у представителей другого
гуманитарного фонда - фонда Евразия. При финансовой поддержке
Фонда удалось провести два семинара - один в сентябре 2002
года на Соловках, второй в ноябре - в Архангельске. В последующих
разделах приводятся материалы этих семинаров. Однако для
того, чтобы правильно понять и оценить результаты проделанной
работы необходимо иметь в виду следующие обстоятельства:
1. Необходимо ознакомиться
хотя бы в самом общем виде, что представляет из себя метод
инновационных семинаров,
который применялся В.С.Дудченко (об этом
отдельный раздел).
2. Главными результатами семинарской
работы являются, как правило, не документы, а позитивные
изменения в умонастроениях участников, их выход на новый
более высокий уровень понимания проблем, умения общаться
и т.п. Этот результат трудно замеряем какими-то количественными
показателями.
3. Прилагаемые материалы семинаров
являются синхронной (или почти синхронной) записью отдельных
выступлений. За скобками остаются графические схемы, обсуждения
и споры, работа во временных группах и т.п.
4. Раздел основные идеи семинара
содержат документы, отражающие усредненное обобщенное мнение
большинства участников. Ряд участников семинара может иметь
собственное иное мнение. Кто-то может не соглашаться с деталями.
Главные задачи проведенной
работы - расширение границ традиционных представлений о
существующих проблемах и выработка навыков согласования
различных позиций. Эти задачи были решены.
Все участники семинара, не
зависимо от своих позиций и взглядов, считают, что семинарскую
работу (как отдельный метод) следует продолжать.